Цифровизируй это: поможет ли нацплан создать в России свою Кремниевую долину

В 2021 году, согласно принятому плану, правительство собирается создать в России три инновационных научно-технологических центра

На днях правительство одобрило общенациональный план действий по восстановлению экономики, пострадавшей от эпидемии коронавируса. Красной нитью через все ключевые направления плана проходит цифровизация, которая должна стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики. Технический директор IT-компании Qrator Labs Артем Гавриченков по просьбе портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС, проанализировал версию нацплана в части мер, направленных на ускорение технологического развития экономики, и оценил, как они повлияют на цифровизацию страны, заложенную в нацпроекте, и развитие игроков рынка.

Инвестируй как в Долине

Согласно плану, одной из мер поддержки технологического бизнеса станет формирование реестра инновационных технологических компаний в целях содействия их развитию и систематизации оказания государственной поддержки. При этом стоит отметить, что число реестров подобного типа, таких как реестр Сколково, в России уже избыточно: введение еще одного реестра проблему участников отрасли отнюдь не решает, а представители целого ряда компаний, включенных в список системообразующих в условиях пандемии, хотят выходить из реестра, поскольку нахождение в нем не дает им никаких льгот или поддержки.

В принципе, ключевая задача поддержки инновационного бизнеса не заключается в создании реестров. В первую очередь, необходимо определить стратегию развития и только потом задумываться о создании инструментов исполнения этой стратегии. При этом речь не обязательно должна идти о реестрах поддержки именно технологических компаний — это может быть инструмент помощи частным или корпоративным институциональным инвесторам, которые в свою очередь будут развивать экономику, как это происходит в Кремниевой долине.

В этой связи остается непонятной инициатива создания на территории Дальневосточного федерального округа венчурного фонда, основной целью деятельности которого будет осуществление поддержки развития дальневосточных высокотехнологичных проектов ранних стадий. Во-первых, в нашей стране законодательство, а также правоприменение и уголовные последствия от венчурной деятельности на государственные деньги еще не определены, поэтому говорить о государственных венчурных фондах слишком рано. Во-вторых, если обращаться к мировому опыту, то в мире практически нет примеров успешных государственных венчурных фондов, даже в самом крупном технологическом хабе в мире — Кремниевой долине.

Финансирование в Долине обеспечивается из средств фондов частных компаний. Безусловно, большая часть этих фондов так или иначе аффилирована с политической системой, но они ведут при этом собственную отчетность и не имеют таких обязательств перед налогоплательщиками, как государство. В нашей стране стимулирование деятельности частных венчурных фондов на территории Дальневосточного округа, равно как и обсуждение с ними возможных мер для форсирования их самостоятельного развития, могло бы способствовать значительному улучшению инвестиционного климата.

Центры технологий

В 2021 году, согласно принятому плану, правительство собирается создать в России три инновационных научно-технологических центра («технологические долины»). У нас действительно есть необходимость создания и развития в регионах инновационной экосистемы, способной выполнять научные исследования и технологические разработки мирового уровня. Однако вначале следует отладить ряд процессов, изменить законодательный подход, ввести институциональные изменения, чтобы обеспечить развитие проектов хотя бы одного научно-технологического центра.

В рамках Сколково мы видим, например, развитие Сколтеха (Сколковского института науки и технологий), и видим, что льготы действительно решают ряд проблем технологических компаний. Однако, в первую очередь необходимо сосредоточиться не на реплицировании опыта Сколково в Иннополисе или на Дальнем Востоке, а в его изучении и дальнейшем развитии.

Прошло уже более 10 лет с момента создания Сколково, и все-таки к успеху Кремниевой долины мы пока не приблизились — как, впрочем, и никто другой в мире. Необходимо в первую очередь отладить процессы, исправить законодательство и добиться успеха в одной точке, и даже это ещё пока не удалось никому в мире за пределами Калифорнии. Говорить об открытии каких-то региональных центров рано: во-первых, ни у кого нет достаточного понимания, как именно создавать эти центры, во-вторых, в случае успеха московского центра введение в строй новых может и не потребоваться — так, даже в США центров, аналогичных Кремниевой долине, больше нет.

Снять риски

Один из ключевых факторов для развития инновационного предпринимательства — это снятие с технологического бизнеса части рисков, которые у него уже изначально намного выше, чем у предпринимателя, который открывает, условно, ларек с шаурмой. И, к сожалению, понимание повышенного уровня бизнес-рисков технологических стартапов тотально отсутствует в российском обществе.

Задача научно-технологических центров и венчурных фондов состоит именно в снятии с предпринимателей таких рисков. Для этого требуются, в том числе, законодательные изменения для облегчения, например, процедуры банкротства технологических компаний, которые не достигли успеха или не нашли свою нишу на рынке. Именно подобные меры в первую очередь и обеспечивают успех Кремниевой долины. В России работа в эту сторону пока не ведется.

Инновации без барьеров

Одна из перспективных инициатив в рамках национального плана — это поддержка проектов в сфере развития цифровых высокотехнологичных направлений, в частности внедрение технологий искусственного интеллекта. В Москве уже реализуется инициатива по государственно-частному взаимодействию с целью ослабления нормативно-правовых актов, которые мешают развитию искусственного интеллекта.

При снятии барьеров для инноваций может действительно возникнуть возможность для проведения российскими компаниями исследований, которые по ряду причин запрещены в западных странах. Таким образом появится шанс развивать технологии и технологически обгонять компании, которые развиваются на более зарегулированных рынках. Это очень важный момент: технологии могут активно развиваться только на менее зарегулированном рынке, поэтому предложение ослабить архаичное регулирование абсолютно здравое и действительно может дать серьезный толчок для совершенствования технологий.

Однако здесь следует обязательно учитывать два момента. Во-первых, нужно помнить, что верно и обратное: усиление регулирования в областях, которые ранее были успешны, может повлечь за собой остановку в развитии этих отраслей экономики. Во-вторых, ослабление архаичных нормативно-правовых актов не должно отменять основные фундаментальные требования к информационным системам, в первую очередь, к защите персональных данных. Законодательство в сфере обращения с персональными данными необходимо совершенствовать, ориентируясь на лучшие мировые практики.

Источник: Будущее России